:: третий этап чемпионата россии по ралли 2003 года. 7-9 марта 2003




















Ралли "Снежная Ладога 2003"


Говорят, российским раллистам карельские трассы снятся по ночам. В общем-то, ничего удивительного: сама природа словно позаботилась о том, чтобы чуть ли не вся территория Республики Карелия являла собой естественный полигон для проведения захватывающих гонок. А люди, населяющие республику, сделали все возможное, чтобы сохранить полученное от природы в первозданном состоянии. Можно сказать и по-другому: не слишком утруждали себя строительством нормальных дорог, поэтому гонки в Карелии можно проводить практически везде. Но территория карельского Приладожья выделяется даже на этом фоне: ТАКИЕ дорожки с ТАКИМИ виражами и трамплинами можно встретить разве что в соседней Финляндии, где природный ландшафт имеет аналогичные характеристики. Кстати, авторалли в Стране Суоми, фактически являясь национальным видом спорта, культивируется с огромной любовью и тщанием. Карелия же, обладая аналогичным естественным сокровищем, как-то долго раскачивалась, не спешила им делиться, но, начиная с первой половины 90-х Большие Гонки пришли и сюда.

В этом году третьим этапом чемпионата России, завершающим его зимнюю фазу, стало ралли "Снежная Ладога 2003", по традиции прошедшее с 7 по 9 марта в окрестностях городка со старинным финским названием Лахденпохья. Кстати, зимой в Приладожье соревнование столь высокого уровня проводилось впервые, и это стало возможным благодаря тому, что со-организатором ралли вместе с лахденпохским спортклубом "Медведь" выступила словенская компания "Helios", известный европейский производитель автомобильных лакокрасочных материалов.

Общие ожидания интересной борьбы, которая должна была развернуться на головоломных приладожских трассах, подогревались и самой ситуацией, которая сложилась в национальном первенстве после первых двух гонок. Несмотря на лидерство (при равном количестве очков) прошлогоднего чемпиона в группе N Андрея Жигунова и трехкратного абсолютного чемпиона страны Сергея Успенского, возглавлявших турнирную таблицу, еще несколько пилотов не просто сохраняли математические шансы вмешаться в спор за титул, но и имели для этого все возможности, и технические, и спортивные. Ралли "Снежная Ладога" должно была внести определенность в отношения фактических и потенциальных фаворитов - что и произошло.



День первый: пролог
Первый день соревнований состоял из трех спецучастков, причем первый доп частично проходил по извилистой трассе, проложенной по льду Ладожского озера. Конечно, следует отдать должное изобретательности организаторов, но конфигурация ледового участка была настолько запутанной и состояла из такого количества поворотов и загогулин, что у кого-то из спортсменов вполне могла разыграться "морская болезнь". По крайней мере, накануне старта высказывались мнения, что трасса на Ладоге явно "излишне закрученная", "странная", и более всего напоминает "площадку для учебной езды". С другой стороны, как бы ни ворчали некоторые, именно ледовая часть дистанции собирала больше всего зрителей, а ведь авторалли по определению - еще и яркое зрелище.

Итоги первого СУ, который лучше всех прошел С. Успенский, показали, насколько напряженной обещает быть борьба в течение всего ралли: результаты четырех первых экипажей отличались лишь десятыми долями секунды. Буквально следом за новенькой золотистой "Subaru Impreza" Председателя раллийного комитета РАФ шли "Mitsubishi Lancer" двух чемпионов России разных лет Станислава Грязина и Андрея Жигунова, и москвича Максима Новикова из команды "E-ART".

Сергей Успенский: "Равномерность результатов первого спецучастка, наверное, связана с тем, что он достаточно новый был для всех. Трасса, в принципе, для меня новая, я зимой здесь никогда не ездил, и сложная - требует безошибочной езды, но на самом деле расклад очень интересный, если три-четыре машины идут в одной секунде".

Но в конце дня картина изменилась: в лидеры гонки вышел Андрей Жигунов, которому не только удалось выиграть второй и третий спецучастки, но и создать заметный отрыв, равный 11 секундам. Но результаты трех его ближайших преследователей по-прежнему были более чем плотными, с той лишь разницей, что Станиславу Грязину удалось опередить Сергея Успенского, и выйти по итогам дня на второе место.

Станислав Грязин: "Я доволен первым днем, достаточно неплохо ехал, но основная интрига будет завтра. Я "вкатился", почувствовал машину, состояние трассы - нормальное, но когда тепло, машина на дороге стоит хуже, на это приходится делать поправку: меня немножко сбивает разница в сцепных свойствах на основных дорогах, и на лесных "кусочках".

Забегая вперед, заметим, что на одном из допов второго дня соревнований Станислав все-таки ошибся в оценке сцепных свойств дорожного покрытия, и оказался в глубоком снегу на обочине, откуда его могучая "Mitsubishi Lancer Evolution VI" своим ходом выбраться не смогла, и гонка для экипажа № 4 была закончена.

А убедительный отрыв Андрея Жигунова лишний раз подтвердил, что ему известен секрет приладожских серпантинов, вот только за это знание пришлось дорого заплатить: "После тяжелой аварии 1999 года я специально приезжал сюда, чтобы снять страх перед быстрой ездой по этим дорогам. Конечно, не все спецучастки я знаю так хорошо, но, наверное, лучше остальных. Но я считаю, что и Максим Новиков, и Станислав Грязин и Сергей Успенский - очень серьезные конкуренты, и надо быть максимально собранным, и бороться за каждую секунду".


День второй: конец интриге?
Второй день, как и ожидалось, внес серьезные изменения в общую картину соревнований. Но вряд ли кто-то мог предположить, что эти изменения будут столь радикальными, если не сказать - драматическими. Дороги весеннего, но все еще весьма снежного Приладожья в полной мере проявили свой непредсказуемых характер, и оказались непреодолимым испытанием даже для вчерашних фаворитов. В частности, с дистанции сошли Станислав Грязин, Сергей Успенский и Максим Новиков, что, безусловно, ослабило накал конкурентной борьбы за победу в гонке. Именно второй день стал рекордным по количеству сходов, и после каждого из четырех допов автогоночное войско редело буквально на глазах. В итоге единоличным лидером ралли стал Андрей Жигунов, который, не смотря на это, приехав в конце дня в закрытый парк, явно выглядел расстроенным: "Жаль, что сошли Грязин и Успенский, потому что между нами шла интересная борьба. К тому же и сам сейчас неважно проехал: на последнем допе чуть потерял концентрацию, не знаю почему".

Но на этом причины неважного настроения для Андрея Жигунова и его штурмана Игоря Тер-Оганесьянца не были исчерпаны, ибо в тот вечер Коллегия спортивных комиссаров заседала допоздна, решая судьбу лидеров гонки. Оказывается, уже после прохождения дистанции второго круга экипаж № 1 нарушил схему заезда на территорию сервисной зоны и закрытого парка, а это считается серьезнейшим прегрешением, чреватым последствиями вплоть до снятия с соревнования. Но Коллегия, проявив явный гуманизм, все же допустила экипаж на старт третьего дня ралли. Однако штрафа спортсменам избежать не удалось, и к их результату было прибавлено 1 мин. 40 сек, что, впрочем, не повлияло на положение в турнирной таблице.

После сходов с дистанции лидеров своих команд на второе и третье место в гонке вышли экипажи Юрия Трутнева ("Lukoil Rally Team"), который в свободное от автогонок время... исполняет обязанности губернатора Пермской области, и ветерана авторалли тольяттинца Сергея Алясова ("URT"). Юрий Трутнев, за весьма короткое время выросший в высококлассного мастера, впрочем, был скромен в оценке своего результата: "Пока я прежде всего учусь у всех, кто мне смог что-то дать в плане мастерства управления автомобилем, и я стараюсь ехать так, как я на сегодняшний день в состоянии. В то же время, стараюсь делать все возможное. Кроме того, на зимних трассах я чувствую себя увереннее".


День третий: шампанское на подиум!
Спецучастки заключительного дня гонки по сложности ничем не уступали вчерашним, выбившим из борьбы так много экипажей. Те же спортсмены, кому судьбой было уготовано продолжать состязание, видимо, приняли разумное решение поумерить молодецкую удаль. По всей вероятности, драматические события предыдущего дня настолько весомо расставили акценты, что главной задачей для большинства было добраться до финиша, сохранив технику, положение в турнирной таблице, и, по возможности, хорошее настроение. Впрочем, не надо думать, что гонка потерла зрелищность: скорости практически не упали, вылеты с трассы тоже продолжались, но, в основном, без особых последствий. В итоге, как и ожидалось, традиционное призовое шампанское досталось Андрею Жигунову и Игорю Тер-Оганесьянцу (команда "PRO-SPORT"), которые после трех гонок с 55 очками вышли в лидеры первенства России в группе N.

Андрей Жигунов: Сегодня задача состояла в том, чтобы просто доехать до финиша, поскольку нашему положению ничто не угрожало. Поэтому ехали спокойно, аккуратно. Что касается вчерашнего решения Коллегии спортивных комиссаров о пенализации, то на нашем настроении это не сказалось: как решили, так и решили. Но ситуацию в Чемпионате прогнозировать пока нельзя: по собственному опыту знаем, например, что в прошлом году мы выиграли первенство за три этапа, так что еще не вечер...

Между прочим, следующий этап первенства России по авторалли тоже пройдет на приладожских трассах в окрестностях Лахденпохьи, только произойдет это после достаточно продолжительного перерыва. Но в то время, пока команды займутся подготовкой к новым стартам, бюрократы от автогонок будут судить-рядить, как быть с победой Андрея Жигунова в ралли "Снежная Ладога". По слухам, одна из команд подала апелляцию, посчитав решение о штрафе экипажа № 1 излишне мягким. Однако, если говорить только о спортивной стороне дела и об искусстве пилотирования на зимних трассах, ни у кого не вызывает сомнений, что на "Снежной Карелии" Андрею Жигунову не было равных. Жаль, если неплохие впечатления, оставшиеся после карельской гонки, будут в дальнейшем откорректированы уже не на трассах, а кабинетах судей и чиновников. Но у спорта есть и такая сторона, и с этим нельзя не считаться.

И в завершение хочется вновь вернуться к общим настроениям спортсменов после финиша лахденпохского ралли, которые прозвучали в словах бронзового призера "Снежной Ладоги" Сергея Алясова: "От гонки - очень хорошие впечатления. Красивая, хорошо подготовленная трасса. Это просто естественный полигон, на котором можно проводить соревнования круглый год, а зимой это вообще великолепная гонка".

Андрей Лось
Пресс-центр ралли "Снежная Ладога 2003"




email: contact@arclub.ru